Алик АБДУЛГАМИДОВ — Тень отца Гамлета или кто убивает дагестанские СМИ?

Эксперты Центра развития региональной журналистики «Каспий-медиа» считают, что система журналистского образования республики нуждается в кардинальном реформировании. В первую очередь, по мнению экспертов, необходимо создать полноценный факультет журналистики. На филологическом факультете не понимают специфический характер журналистского образования. Вернее, творческий характер журналистской профессии не соответствует канонам организации учебного процесса филологического факультета, а журналистская специальность в нем — чужеродное тело. Работа с будущим журналистом в основном должна быть индивидуальной, а не поточной.

Ни идеи, ни материи

Студентам-журналистам и их преподавателям, видимо, настало время покинуть «отцовский дом» — филологический факультет, родство с которым только тормозит развитие качественного журналистского образования, и пора начинать самостоятельную жизнь. За 18 лет существования под его крышей отделение не «заработало» ни материальной базы, ни традиций. Разве что за эти годы стараниями руководства факультета и вуза росло число кафедр. Для каждого нового министра открывали новые кафедры и опять же без необходимого оборудования, учебно-методической литературы и специалистов.

Выход найден

По мнению экспертов Общественной палаты, новый факультет должен состоять из двух отделений. Одно отделение готовит специалистов для национальных изданий, а другое — для русско¬язычной прессы. Очевидно, что надо возобновить и профориентационную работу, которая в свое время показала достаточную эффективность. Совместно с представителями редакций национальных газет и Союзом журналистов необходимо регулярно проводить в сельских районах встречи со старшеклассниками, найти среди них творчески одаренных и хорошо знающих родной язык. Без серьезной селекционной работы не удастся утолить кадровый голод национальной прессы и прогнозы по поводу ее скорой смерти оправдаются. И, по мнению известного журналиста и профессора Магомеда Бутаева, такая реформа журналистского образования давно назрела.

Еще совсем недавно в нашу республику приезжали преподаватели из Ростовского госуниверситета, проводили собеседования, отбирали абитуриентов для своего факультета журналистики. Согласитесь, Ахты, Ботлих или Акуша значительно ближе Махачкале, чем Ростову-на-Дону. И для этих командировок можно выискивать деньги в бюд¬жете университета.

Эксперты Общественной палаты считают, что на подготовку кадров для национальных СМИ нужно предусмотреть целевое финансирование. Назовем это, если хотите, госзаказом. Направляло же государство двадцать лет назад молодых дагестанцев в театральные вузы Москвы, Баку, Еревана и Тбилиси на учебу?! Впрочем, и администрации мононациональных районов вполне могли бы предусмотреть определенные расходы на эти цели, а моло- дые журналисты после получения диплома, разумеется, отработали бы как минимум три года в национальных га-зетах. Можно оформить отношения договором. Кстати, у администрации города Дербента уже есть небольшой опыт в решении этой острой проблемы. Оттуда каждый год в университет направляются выпускники местных школ, и городская администрация оплачивает их учебу.

В последующем на базе факультета журналистики можно открыть краткосрочные курсы подготовки специалистов для СМИ из людей, уже имеющих высшее образование.

Власти республики и новое руководство вуза (которое наконец-то изберут!) вместе, надеемся, возьмутся за техническое оснащение учебного процесса студентов-журналистов и реформу образовательного процесса. Думаю, никому не нужно объяснять, что строить гражданское общество без современных и качественных СМИ – утопия.

Ноябрь 2007 год. «Новое дело».

 

ВАМ ВОЗВРАЩАЮТ ВАШ ПОРТРЕТ,

Или кому «служат» республиканские СМИ

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\КАРИКАТУРА\18254.jpg

Конструктивный диалог между СМИ и властью пока не получается. По мнению представителей прессы, власть по-прежнему не открыта, а действия ее не прозрачны. Чиновники, в свою очередь, обвиняют журналистов в необъективности и тенденциозности. Одни хотят видеть журналистику в роли служанки, для других она зеркало. Какое же место сегодня занимают в обществе республиканские СМИ?

Власть, зеркало или служанка?

Какое у нас общество, такая, по сути, и журналистика. Не лучше и не хуже. «В последнее время у нас стало много липовых героев, липовых политиков, липовых людей. Такое вот время», — с грустью говорил в конце 90-х годов великий журналист Ю. Щекочихин.

По мнению председателя Союза журналистов России В. Богданова, сегодня журналистики в наших СМИ не более десятка процентов от эфирного времени или газетной площади. А все остальное – пиар, политтехнологии, реклама, заказные материалы, пропаганда и шоу-бизнес.

Когда рынок обрушился на страну, худо-бедно деньги зарабатывать журналисты научились, а вот о том, зачем наши СМИ существуют, помимо получения доходов, похоже, многие думать перестали. Новости становятся частью развлекательной индустрии, а шоу-бизнес становится новостями.

Одни примирились с ролью официантов — обслуживают олигархов и воров во власти. Другие аккуратно исполняют роль прачки и старательно чистят окровавленные мундиры разбогатевших в одночасье новых хозяев жизни. Есть и третья группа журналистов. Они живут небогато, ежедневно набивают себе шишки, но вопреки всему за мизерную зарплату выполняют свою работу и честно и ответственно служат обществу. Они продолжают поставлять людям независимую и достоверную информацию.

Республиканские СМИ, существующие в едином информационном пространстве страны, страдают характерными для всей прессы болезнями. Они тоже подверглись жесткой трансформации. Прежде всего, дефицит профессиональных кадров сказывается на качестве журналистики (по данным газеты «Дагестанский университет», только около 10 процентов выпускников отделения журналистики становятся журналистами). Даже беглый анализ показывает, что наши СМИ слишком увлекаются «имиджевой» рекламой, газеты публикуют объемные «глянцевые» интервью, очерки, посвященные руководителям районов и городов, предприятий и организаций. Рассказывают об их мифических достижениях, успехах и заслугах. Чаще такой близорукостью грешат национальные газеты и муниципальное телевидение.

Разумеется, народ для таких подневольных «карманных» СМИ очень дальний родственник, чтобы они могли судить о его потребностях. Они обслуживают чиновников, этно-клановые группы и политические альянсы. Поэтому, наверное, в наших газетах чаще пишут о далеком федеральном правительстве, о Путине и Буше, а редко — о зарвавшемся соседе-главе администрации или министре-коррупционере.

Журналисты, позабыв о своих профессиональных обязанностях, нередко занимаются пропагандой и участвуют в информационных войнах. На телевидении и газетах нередко появляются материалы, основанные только на слухах. Заказной характер этих текстов очевиден. Пренебрежение профессиональными стандартами, и, прежде всего — этикой, для авторов таких материалов стало, по сути, нормой. Журналисты перестают быть репортерами, когда начинают думать о себе как о миссионерах.

Председатель Союза журналистов России считает, что сегодня «по настоящей журналистике существует огромная ностальгия. По той журналистике, которая занимается исследованием и обеспечивает человеку возможность выбора». Качественную журналистику сегодня в стране все более теснит другая – «желтая» или «глянцевая».

Наверное, можно согласиться с теми, кто считает эти «грехи» СМИ издержками становления журналистики в новых рыночных условиях. Но слово теряет цену. А девальвация слова для общества опасней, чем девальвация рубля.

Не все проходят фейс-контроль

Официально в СМИ давно нет цензуры, но в редакциях республиканских газет и телекомпаний практикуется фейс-контроль (современная модификация цензуры). По мнению экспертов, руководители государственных СМИ неофициально завели черные списки нежелательных персон. Приказ: «Чужих не пущать!» Некоторых «изгоев» из этих списков за самостоятельность и независимость невзлюбили «кураторы» ТВ и газет из правительства, другим редакторы сами на всякий случай закрыли дорогу к широкой аудитории. Предвыборный конфликт между руководством ГТРК и представителями регионального отделения партии «Яблоко» наглядный тому пример.

Сам был свидетелем, когда один теленачальник заставлял своих подчиненных убрать из смонтированного репортажа кадры с хорошо известным не только в Дагестане принципиальным и бескомпромиссным начальником управления одного федерального министерства: «Его лица на моем телевидении не будет!»

Другая история. Редактор «независимой» газеты отказался опубликовать сенсационный материал своего корреспондента о хищении бюджетных средств в одном из южных регионов. Понимаете ли, руководитель района друг учредителя еженедельника, а сам редактор на каком-то мероприятии лично из рук этого главы получил стакан водки. Журналисту ничего не оставалось, как пристроить добротный материал в московском издании.

Как наследие от прошлого в практике руководства редакциями многих государственных СМИ сохранилось и телефонное право. Известно, как стыдливо республиканские телекомпании замалчивали расстрел митинга в Докузпаринском районе или нарушения на выборах в Госдуму. Из-за такой «кабы чего не вышло» редакционной политики на газетных страницах и в эфире мелькают лица одних и тех же чиновников, политологов и экономистов. Ни свежих мнений, ни новых идей.

Почему обществу недоступны мнения талантливых и честных людей – экс-депутата Д. Мавраева, социолога Э. Кисриева или правозащитника В. Мейланова? Или их взгляды не вписываются в концепцию стабильной и процветающей республики? От передач и газетных полос часто нафталином несет. Чиновники пытаются создать журналистику-служанку по своему образу и подобию.

Журналистика как общественный форум

Независимые эксперты считают, что СМИ республики (прежде всего государственные) пока не стали площадкой для широких общественных дискуссий, они не представляют широкий спектр общественных мнений. Полемика по важным проблемам – редкая гостья на их полосах и в эфире.

Каждое поколение, разумеется, создает свою журналистику, но старый лозунг СМИ, мне кажется, и сегодня актуален и должен остаться неизменным: «Дайте людям свет, и они найдут свой путь!»

Чтобы быть свободными гражданами людям нужна независимая, точная, достоверная и исчерпывающая информация. А когда новости контролируются («фильтруются») властями, у населения отбивается охота участвовать в общественной жизни.

СМИ часто называют «четвертой властью». И в этом, мне думается, нет ошибки. Эта власть в отличие от реальной конституционной власти лежит в сфере духовного влияния, которое скрыто или явно проявляется в сознании или поведении людей. Журналисты выступают в роли общественных экспертов, формируют взгляды, мнения, представления, отношения. СМИ участвуют, прежде всего, в создании духовной атмосферы общества.

Когда журналистика утрачивает свои позиции как часть гражданского общества, занимается только обслуживанием чиновников, лакированием действительности, это ведет в тупик. Патриарх журналистики декан факультета журналистики МГУ Я.Засурский предупреждает: «Для развития обществу нужен обмен мнениями. И не на кухнях, а на страницах газет: с кухонь страсти часто выплескиваются на площади».

В обществе, нацеленном на развитие, любая власть всегда нуждается в оппозиции, только в оппозиции настоящей, конструктивной, когда есть, что сказать по существу. Умная и ответственная власть должна способствовать решению журналистами этой задачи. Оппонируя власти, журналистика помогает чиновникам искать разные пути решения сложных проблем.