Плохо, когда республиканские власти страдают хроническими проблемами слуха. Нарушается восприятие звуков окружающего мира и речевая коммуникация. Если вовремя не лечит, то частичная или полная глухота обеспечена. Диагносты заболевание, которое у наших чиновников развилось в довольно запущенную форму, называют тугоухостью третьей степени.
С этой болезнью, наверное, связано и долгое отсутствие реакции властей на критику борьбы с коронавирусом: «мутная» статистика, не везде участковые врачи обеспечены средствами защиты, не во всех больницах хватает оборудования и лекарств. Много у простых людей справедливых претензий к чиновникам высокого ранга. Очевидно, что на коронавирусном фронте много работать предстоит прокуратуре.
Но пандемия, бесспорно, пройдет, мы вернемся к нормальной жизни и к старым проблемам, о которых не хотят «слышать» власти. Cегодня мы снова напомним чиновникам о дорогом общественном транспорте, о предпринимателях-изгоях, о коллекторе-долгострое и расскажем о тесте «НД» на социальную ответственность, проваленный властями.
«Замести мусор под ковер некоторые любят, но от этого никому не будет лучше», — заявил на днях Владимир Васильев. Может, наконец, власти услышат о наболевших проблемах и примут меры?
Глас вопиющего в пустыне
Легче минное поле перейти, чем попасть к главе республики. Будут пикеты на центральной площади, митинги в городах, но их не заметят в Белом доме. Только лишь после команды «прозреть» у органов власти слух прорезается, и начинают они, как умеют, реагировать. Даже самый острый вопрос, если Владимир Васильев не включил его в свою повестку и публично не озвучил, для остальных республиканских чиновников не существует.
Прошлый год для большинства дагестанцев начался с неприятного сюрприза. В январе 2019 года транспортные компании неожиданно подняли стоимость проезда в общественном транспорте с 17 до 23 рублей. Тогда многие жители и даже водители маршрутных такси протестовали против такого повышения, считая его необоснованным. Но городские и республиканские власти никак не отреагировали на обращения граждан, не усмотрели криминала в действиях перевозчиков, которые одновременно повысили цену за проезд почти на 30 процентов.
Хранили гордое молчание Общественная палата, Совет старейшин, местное отделение ОНФ, которые давно превратились в отделы администрации главы республики. Республиканские чиновники, как говорится, умыли руки, заявив, что установление тарифов за проезд – прерогатива транспортных компаний. По мнению экспертов, чиновники, по сути, потакают чьим-то желаниям монополизировать рынок общественного транспорта в Махачкале.
Между тем, даже незначительное повышение тарифа на проезд сильно бьет по кошельку дагестанцев. По данным ФедералПресс, Дагестан остается чуть ли не самой бедной республикой в России. За последние два года количество людей, оказавшихся за чертой бедности, выросло с 350 тысяч до 500 тысяч человек. Одной из причин возрастающей бедности эксперты называют провал в реализации инвестиционной программы. Эксперты считают, что инвестиционный потенциал республики очень низкий, а инвестиционный риск – экстремальный.
Да, объемы финансирования из федерального центра за последние годы резко выросли, бюджетные расходы растут, пропорционально растут и налоги. Однако повседневная жизнь дагестанцев пока резко отличается от той, что «рисуют» дежурные правительственные «публицисты» и «аналитики». Продолжается имитация прогресса при массовой нищете и отсутствии зримых результатов в виде конкретных инвестиций и проектов.
Конечно, нелегко из окна служебной иномарки заметить разницу между виртуальным и реальным миром. Но, по данным экономистов, реальные доходы населения только за 2017-2019 снизились почти на 10%. Лишь 3% дагестанских семей относятся к среднему классу. А исследования агентства «РИА Новости» показали, что в нашей республике самый большой процент работников, которые получают меньше 15 тысяч рублей – более 34%.
Год назад Васильев в своем послании уверял, что низкие зарплаты и пособия скоро будут в прошлом, так «как формируется устойчивая финансовая база: увеличивается сбор налогов, выходит из тени бизнес, регистрируются имущество и земли». Пока же, по данным того же агентства «РИА Новости», реальные изменения в своей жизни почувствовали только чиновники. Агентство установило, что наивысшие зарплаты в Дагестане получают госслужащие – 39 тысяч рублей. Заработная плата членов правительства и администрации главы в прошлом году выросла в среднем в два раза. Между тем, отметим, что Дагестан и в 2019 году остался, по данным Росстата, в конце списка регионов по размеру средних заработных плат. Как сообщает «АИФ», она составляет 19,1 тыс. рублей.
Пока «аналитики» из ТВ и газет по привычке продолжали искать секреты успеха команды Васильева, за бедных пассажиров общественного транспорта попыталось заступиться дагестанское УФАС. Антимонопольщики, усмотрев в действиях транспортных компаний монопольный сговор, внесли предписание ООО «Современная транспортная система», АО «Третий парк», ООО «Астория» и ООО «Трансфлот» с требованием вернуть стоимость проезда до прежних размеров (до 17 рублей). Но Апелляционная коллегия ФАС России неожиданно отменила предписание своих дагестанских коллег, посчитав, что не было выявлено нарушений антимонопольного законодательства.
Пользователи соцсетей считают, что идет передел рынка пассажирских перевозок в Махачкале и в борьбу за маршруты вступили тяжеловесы из крупных промышленных центров страны с большими финансовыми и административными ресурсами. Республиканскую компанию «Асторию» вместе с её маршрутами, говорят, уже продали «Третьему парку» из Санкт-Петербурга. От властей республики «пришельцы», видимо, получили карт-бланш. Сообщают, что представительница нового игрока на рынке пассажирских услуг – без конкурса и без необходимого стажа работы на госслужбе — назначена начальником отдела профильного министерства. Аналитики заговорили о возможной монополизации пассажирских перевозок в Дагестане «варягами» и о дальнейшем повышении тарифов.
В начале февраля текущего года эти печальные прогнозы стали сбываться. В соцсетях появилась информация о новом повышении тарифа на проезд в общественном транспорте Махачкалы, теперь цена одной поездки выросла до 28 рублей. В частности, на маршруте «Южная автостанция — Семендер» пассажиров заставляли платить эту сумму. Инициатором повышения тарифа, по данным республиканских СМИ, стала транспортная компания «Третий парк». Но мэрия эту новость попыталась дезавуировать, назвав ее слухом и провокацией.
Правда, близкие к транспортным компаниям люди утверждают, что решение о новом повышении тарифов за проезд давно принято, но из дагестанского Белого дома попросили пока воздержаться от резких движений. Власти, разумеется, не о кошельке дагестанцев пекутся – опасаются лишнего напряжения в обществе перед всероссийским голосованием по поправкам в Конституцию РФ. Да и нынешняя ситуация с пандемией в республике не способствует принятию таких решений. Реакцию на повышение оплаты за проезд в общественном транспорте людей с самыми низкими в стране доходами предсказать легко. В Белом доме понимают, что Москва сейчас тоже не одобрить потакание транспортным компаниям, сколь бы не были могущественны их покровители. Но позже гражданам снова придется раскошеливаться. Таковы законы нашего дикого рынка. А голос общественности, по традиции, останется как глас вопиющего в пустыне.
Боливар не выдержит двоих
Дагестан, по данным фонда «Петербургская политика», сохранил лидерство по количеству уголовных дел в отношении чиновников. Но борьба с коррупцией, которую Владимир Васильев все время преподносит как панацею для оздоровления экономики, ощутимых результатов пока не дала. Предприниматели вполголоса говорят, что рейды силовиков за «высокими надоями» привели только к незначительному увеличению налогов. Больше репрессивные действия спровоцировали рост цен на топливо (бензин и газ), на потребительские товары, на коммунальные услуги (рост тарифов на вывоз мусора и капремонт), на общественный транспорт. Список можно продолжить.
По мнению представителей бизнеса, предприниматели в республике «исчезают» как класс. В ходе абдулатиповского «обеления» и васильевского «очищения» из почти 100 тысяч зарегистрированных индивидуальных предпринимателей осталось меньше половины.
Помните, как в кино: «Вот хреновина… Прямо карусель получается. Белые пришли — грабят, красные пришли — грабят. Ну куды крестьянину податься?»
Наблюдая за деятельностью республиканских чиновников в сфере бизнеса, невольно вкрадывается сомнение в их адекватности. Торговый комплекс «Апельсин» в Махачкале действует более 10 лет, обеспечил работой сотни людей, регулярно платит налоги в бюджет. И вдруг чиновники объявляют, что объект неправильно оформлен, не хватает каких-то документов, а, значит — надо его сносить.
Еще один пример негосударственного подхода чиновников. Четвертый год стоит на берегу озера Ак-гель недостроенный 6-этажный торгово-развлекательный комплекс «Парус». Предприниматель не получает доход, республика налоги и несколько десятков махачкалинцев остались без долгожданной работы. Рядом растут многоэтажные дома и кальянные, а городские власти подают исковые заявления с требованием снести только торгово-развлекательный комплекс. И это при том, что есть вступившее в законную силу решение суда, которым подтверждено и право собственности на земельный участок, и разрешение на строительство «Паруса». Откуда такое рвение у городских властей? В интересах общественности? Дагестанцев, как говорил герой одного фильма, терзают смутные сомнения…
«Наша задача – создать условия работы, в которых честно и эффективно работать не только престижно, но и выгодно!» – такое программное заявление было озвучено в послании главы РД Владимира Васильева Народному Собранию в марте 2019 года. Прошел год, но, судя по словам руководителя Дагестанского отделения Союза промышленников и предпринимателей и по совместительству президента ООО «Группа компаний фирма АС» Сефера Алиева, «тучи» над бизнесом не рассеялись, вместо обещанных чистых горизонтов по-прежнему зияет бездна.
В марте 2020 года он жаловался коллегам на чрезмерную «опеку» проверяющих: «Удар контролирующих органов приходится на легальный бизнес. За прошлый год на наши предприятия пришлось 32 проверки. Значит, чтобы существовать необходимо уйти в «в тень»?!».
Крик души многоопытного бизнесмена прозвучал в Махачкале на круглом столе с символической темой: «Работать по-белому. Что ждет бизнес от власти?». Очевидно, что пока ему и его коллегам, кроме обещаний о светлом будущем, от власти нечего ждать. Предприниматели все еще не уверены, что завтра их бизнес не отожмут или не задушат налогами.
Невольно вспоминаются герои книги «Приключения Чиполлино». Там кавалер Помидор раз в месяц обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в его присутствии. По очереди он измерял у них объем груди после вдоха и выдоха, затем производил подсчет и устанавливал, какая сумма причитается с каждого потребителя воздуха.
Кавалер Помидор из сказки явно был гуманистом, щадил своих подопечных – только раз в месяц проводил проверки. А реальные дагестанские «сеньоры Помидоры» из МВД, ФСБ, Роспотребнадзора, Счетной палаты и прочих надзирающих и проверяющих контор предприимчивее героя Джанни Родари. Прокуратура сообщает, что «в прошлом году признаны необоснованными более 2 тысяч проверок, инициированных контролирующими органами в отношении предпринимателей». Это, наверное, где-тооколо 10 — 15% от всех официальных и неформальных проверок. А количество жестких «наездов» с каждым годом растет вопреки объявленным федеральным центром надзорным каникулам для малого и среднего бизнеса.
«С тех пор, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Следующими будут введены налоги на осадки: за простой дождь- 100 лир, за проливной дождь – 200 лир, за дождь с громом и молнией – 300 лир», — предупреждал известный герой обитателей сказочной страны. А реальные «сеньоры Помидоры» наказывают непослушных предпринимателей жестко.
Не секрет, что предпринимателям по-прежнему приходится платить и в казну, и проверяющим. Разумеется, не все выдерживают такой непомерной нагрузки. По данным аналитиков компании СКБ Контур, в Дагестане в 2018 году прекратили свою деятельность более 5 тысяч компаний. В прошлом году ситуация также не изменилась к лучшему: республика по-прежнему в топ-10 регионов, где катастрофически «исчезают» предприниматели. Это не только представители полулегального бизнеса, которые осознав бесперспективность дальнейшего пребывания «в тени», просто закрываются.
Как следствие этих «оптимизаций» в республике напряженной остается ситуация с рабочими местами. Уровень безработицы в Дагестане, по данным агентства «РИА Новости», в январе 2020 года составил 13,5%. На 100 открытых вакансий приходится более 23 тысяч безработных. В текущем году ситуация на рынке труда также не вызывает оптимизма. Нависла угроза над дагестанскими строительными фирмами, по прогнозам экспертов, в этой отрасли «исчезнут» из-за нашествия «варягов» многие рабочие места.
В конце 2019 года по предложению республиканских властей ГКУ РД «Дирекция единого госзаказчика-застройщика» заключила с ФГУП «Главное военно-строительное управление №4» контракты на строительство почти 70 объектов социального значения (школы и детские сады). Без конкурсов и тендеров. Сумма контрактов — 12 млрд. рублей. ГВСУ №4 не является «налоговым резидентом республики» и, естественно, налоги, о которых якобы пекутся власти Дагестана, уйдут не в республиканский бюджет, а в другой регион. Как, впрочем, давно уходят за пределы республики деньги за электроэнергию и газ, потребляемые населением. Дагестан остается самым дотационным регионом России.
Деньги не пахнут?
Подземный канализационный коллектор «Каспийск-Махачкала», по сути, главная стройка республики – по финансовым затратам и по важности. Ежегодно в Каспийское море, по оценке экологов, сбрасывается до 900 млн кубических метров сточных вод. При этом ни одно очистное сооружение республики не доводит их до требуемого санитарными нормативами состояния. На пляжах перед купальным сезоном ежегодно появляются щиты-предупреждения «Купаться запрещено!». Каспийское море превратилось в помойку, опасную для жизни.
Пока Дагестан, видимо, не случайно признан наименее привлекательным российским регионом с точки зрения въездного туризма. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» и журналом о внутреннем туризме «Отдых в России». Дагестан оказался на последнем месте рейтинга, демонстрирующего туристическую привлекательность российских регионов, их туристический потенциал и популярность у иностранных туристов. Такое положение, в частности, объясняется плохой инфраструктурой, низким уровнем экономического развития и катастрофической экологией Каспийского моря.
Подрядчики ООО «Тоннельспецстрой» и ОАО «СМУ-5», которые строили коллектор, планировали завершить объект в 2017 году. Но за год до срока пуска его неожиданно заморозили, важнейший объект не включили ни в одну программу. А его финансирование согласно договору между Дагестаном и Минстроем РФ осуществлялось в пропорции пятьдесят на пятьдесят. Москва все свои обязательства по коллектору выполнила, а республика же регулярно недофинансировала, наконец, и вовсе приостановила.
Для ввода объекта в эксплуатацию, по данным министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД, еще необходимо достроить самотечный тоннельный коллектор длиной 5,1 км из 14,8 км предусмотренных проектом, главную канализационную насосную станцию (ГКНС), глубоководный выпуск очищенных сточных вод, аварийный выпуск, станцию обеззараживания сточных вод и сделать гидроизоляцию внутренней поверхности тоннеля.
«Вместе с моими компаньонами мы готовы завершить все работы на объекте за 5,465 млрд рублей. Более того, мы готовы уложится и в 5 млрд, но при одном непременном условии – нам представят гарантии того, что с нас не будут требовать откатов», — писал главе республики Владимиру Васильеву руководитель ООО «Тоннельспецстрой» Казбек Курбанов. А в ответ – тишина.
Тем временем над Махачкалой нависла угроза новой экологической катастрофы. Над старыми канализационными коллекторами, по которым качают неочищенные стоки из Редукторного посёлка, выросли новые высотные многоквартирные дома. А канализационные нитки, построенные ещё в 70-е годы прошлого века, по оценке специалистов, не рассчитаны на такие нагрузки, они давно исчерпали свой ресурс. По мнению экспертов, ветхие коллекторы в любой момент могут выйти из строя. По прохудившимся трубам в сутки перекачивают до 145 тысяч кубов неочищенных стоков (фекалии) и в случае аварии эти огромные объемы нечистот затопят Редукторный посёлок, потекут дальше в море. Пока деревянными чопиками затыкают дыры.
Коллективы ООО «Тоннельспецстрой» и ОАО «СМУ-5» били тревогу, подрядчики были готовы при письменных гарантиях правительства работать даже в долг, чтобы срочно достроить так необходимый республике коллектор. «Если будут госгарантии, возьмём кредиты, сами же погасим проценты. Нам работать надо», – писали сотрудники строительных организаций властям республики. При этом подчеркивали, что не требуют пересмотра сметы, будут работать по расценкам 2011 года.
Но республиканские чиновники никак не реагировали на обращения строителей, не смотря на заявления Владимира Васильева, что «удалось остановить коррупцию, изменить кадровую политику, сделать власть открытой и обеспечить прозрачность при принятии важнейших решений… ». Дальше – хуже. В 2017 году против руководителей подрядных организаций возбудили уголовные дела. Генерального директора ООО «Тоннельспецстрой», в частности, обвиняли в хищении 252 млн рублей бюджетных средств. Правда, позже сумму без объяснений уменьшили до 77 млн рублей.
Заметим, что объект ранее неоднократно проверяли ФСБ, Счетная палата РФ, прокуратура РД, Росфиннадзор РФ по РД, Росфиннадзор Ростовской области по заданию ФСБ России, налоговая и УБЭП, но нарушений не выявляли. Видимо, силовая «игра» на выбивание подрядчиков набирала обороты.
В марте текущего года команда Васильева объявила – на завершение строительства очистных сооружений для Махачкалы и Каспийска необходимо 16,5 млрд рублей! Простой канализационный коллектор за пару лет неожиданно подорожал почти в 3 раза и становится чуть ли не золотым. А чтобы такой метаморфозе придать некую логичность и «замазать глаза» общественности, чиновники заявили, что на строительстве объекта будут использованы новые технологии, будет новая гозэкспертиза и новое проектирование. Не стоит сомневаться, что реализовать проект тоже будут новые подрядчики – «варяги», которые умеют осваивать большие бюджеты.
Кстати, по уровню открытости бюджетных данных за 2019 год Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ поставил Дагестан на последнее место. А официальный портал правительства республики в рейтинге проектного центра «Инфометр» признан одним из самых закрытых в России. По мнению аналитиков, на сайте невозможно узнать какую информацию и какую услугу можно получить через этот орган власти.
Думаю, когда такие закрытые чиновники говорят о стоимости нового контракта, они лукавят. Ровно три года назад, обсуждая вопрос продолжения строительства коллектора, генеральный директор ФГБУ «Центрального научно-исследовательского и проектного института Минстроя России» Марат Чабдаров заявлял (цитирую): «На сегодня проектно-сметная документация на объект актуализирована, в ближайшее время заявка будет подана в федеральный центр для дальнейшего финансирования мероприятий. Остаточная стоимость строительства объекта составляет до 6 млрд рублей».
Речь, как видите, идет о 6 млрд рублей предстоящих расходов, а не о 16,5 млрд. Это официальное заявление, замечу, было сделано в присутствии министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимира Якушева и дагестанских властей. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. «Фокус» с новым контрактом до конца не отработан. Предполагаю, что и объявленные 16,5 млрд – не окончательная цена усеченного коллектора.
Эксперты говорят, что, даже сбросив в канализацию выделенные Москвой фантастические средства, острая экологическая проблема республики не будет решена: встроящийся подземный коллектор не попадут стоки северной части Махачкалы, они по-прежнему будут напрямую сбрасываться в Каспий («Новое дело» писало об этом неоднократно). А между тем, за 16,5 млрд рублей, по мнению специалистов, власти могли бы построить систему полной очистки всех канализационных стоков Махачкалы и навсегда закрыть вопрос загрязнения Каспия на дагестанском побережье. Но заинтересованы ли власти в таком исходе затянувшейся канализационной истории?
Гора родила мышь
Дагестанские чиновники упрекают журналистов в отсутствии патриотизма, любую критику воспринимают в штыки, обвиняют представителей СМИ в нежелании поддерживать позитивные идеи. Чем мельче клерк, тем громче визг. Они хотят, чтобы журналисты их обхаживали и облизывали. Но это, извините, совсем другая профессия. А журналистика должна, прежде всего, рассказывать о том, о чем чиновники предпочитают молчать, скрывают от простых людей. Мы убеждены, что, излагая разные точки зрения на проблемы, помогаем обществу быстрее их решать, находить выход из трудных ситуаций и менять мир к лучшему. Своими публикациями мы хотим наладить общественный диалог, подтолкнуть власти и общественность к совместным созидательным делам.
Год назад, демонстрируя эти свои, скажем так, миролюбивые намерения и желание наладить конструктивное сотрудничество, мы, журналисты, затеяли социальный эксперимент. Газета «Новое дело» выступила с идей в честь 75-летия Победы разбить в районе ипподрома (между Махачкалой и Каспийском) на 75 гектарах Парк Победы. В его центре предлагалось посадить Аллею Героев. Кроме чисто зеленной зоны, в парке, в частности, можно открыть летний амфитеатр, террасированный сад, фонтан-каток, веревочный парк, скалодром, музыкальный и водный лабиринты, площадку для уличного волейбола и скейтпарк. Кстати, авторы проекта считали, что без какого либо ущерба там же можно разместить и колесо обозрения, вызвавшее у махачкалинцев неоднозначную реакцию.
Газета предлагала создать уникальный живой памятник в память о тех, кто остался на полях сражений Великой Отечественной войны. Одновременно это был шанс для республиканских властей реабилитироваться перед федеральным центром. Еще летом 2016 года Владимир Путин подписал закон о «зеленом щите», но дагестанские чиновники даже не вникли в его суть. Зелёный щит, по мнению экологов,— «это жизненно важная система зелёных сосудов и капилляров, которая выводит грязь из города и снабжает его кислородом и жизнью». Закон предусматривает создание лесопарковых зеленых поясов вокруг крупных городов, то есть «зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности».
Махачкала, кстати, давно нуждается в таком зеленом щите. По признанию представителей министерства природных ресурсов и экологии республики, площадь зеленых насаждений в городе должна составлять не менее 40% его территории. И если в городах соседних республик этот процент доходит до 80—90, то в Махачкале ситуация поистине катастрофическая — сегодня деревья в городе занимают всего около 6%. Председатель Общественной палаты Махачкалы Салим Абдулкадыров соглашается с чиновниками из Минприроды и заявляет, что площадь зеленой зоны в столице, действительно, в десятки раз меньше нормы: «Согласно градостроительным нормам, в курортных городах площадь зеленых насаждений должна составлять 20 кв. метров на одного человека. В Махачкале этот показатель составляет 0,3 кв. метра».
За последние семь лет сменилось шесть мэров Махачкалы, но в городе мало что изменилось. Традиционно в последние годы Махачкала замыкает список комфортных и доступных для жизни городов России. Как утверждают ученые, концентрация вредных веществ в воздухе (оксида углерода, диоксида азота и формальдегида) превышают допустимые нормы в более чем 20 раз. По результатам исследования агентства ZoomMarket столица Дагестана в числе городов-лидеров с худшими дорогами, Махачкала занимает также первое место среди самых грязных городов России. Только в Ленинском районе, как заявляет глава администрации района Магомед Алхасов, из почти 800 улиц района асфальтировано лишь около 100, многие улицы и дороги не имеют твёрдого покрытия: везде рытвины, ямы, ухабы. А скорость износа дорог на порядок опережает темпы их восстановления.
Предложенный газетой проект строительства Парка Победы, повторяем, мог бы стать общереспубликанской программой. Общественность с энтузиазмом встретила проект. Дагестанцы в соцсетях обсуждали проект, они выразили надежду, что «правительство республики быстро откликнется на такое достойное и продуманное до мелочей предложение и окажет столь необходимое содействие в реализации этого нужного всем дагестанцам проекта».
Но власти и их подручные тест на сотрудничество и социальную ответственность провалили, чиновникам, которые вспоминают о Великой Победе и о ветеранах войны только один раз в году — 9 мая, эта идея не приглянулась. Правительство, Народное собрание, Общественная палата и Совет старейшин не «заметили» статьи в газете — «Парки вместо бетонных джунглей» и «Махачкала – город варваров?». Официальные письма с предложением о строительстве Парка Победы из Белого дома они отфутболили в администрацию Махачкалы. А мэрия, как давно принято в этом заведении, отписалась: «выделять земли для устройства парка Победы считаем нецелесообразным».
Целесообразным власти, видимо, считают раздачу с царской щедростью участков в парках под строительство сомнительных аттракционов, ресторанов и культовых сооружений – без торгов и вопреки протестам экологов и общественности. Парк Ленкома, Эльтавский лес, парковая зона вокруг озера Ак-гель и Самурский лес стали «золотой жилой» для чиновников. К сожалению, ни указы Путина, ни общественное мнение не способны остановить алчных чиновников.
…Перед майскими праздниками история со строительством Парка Победы получила неожиданное продолжение. Власти Махачкалы заявили, что в рамках Всероссийской акции «Лес победы», приуроченной к 75-летию Великой Победы, решено «высадить 75 крупномерных деревьев». «Уже даны указания руководству парка имени Ленинского комсомола и городских служб подготовить территорию под высадку деревьев», — сообщалось в Instagram на странице главы столицы республики Салмана Дадаева.
«75 крупномерных деревьев» — это, конечно, очень щедрый подарок к святому празднику народа от Народного Собрания, правительства, мэрии Махачкалы, Общественной палаты, Совета старейшин и прочих институтов власти и гражданского общества. Помним? Гордимся? Чтим?
P.S. Статья, к сведению чиновников, не содержит данные о гостайне и написана на основе материалов из официальных открытых источников.
Алик Абдулгамидов,
старший преподаватель ДГУ
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.