Республиканские СМИ и власть

В рамках прошедших в Махачкале III общественно-политических Гусаевских чтений эксперты – журналисты государственных и независимых СМИ, ученые, общественные деятели и депутаты – обсудили место СМИ в современном обществе, их роль формировании общественного мнения и влияние новых коммуникаций на аудиторию. Особое внимание уделено проблемам взаимодействия масс-медиа и власти.

Министр печати и информации, руководитель управления администрации главы и правительства по информационной политике и руководитель пресс-службы администрации главы и правительства, а также председатель Союза журналистов Дагестана не участвовали в дискуссии.

Эксперты отметили, что журналистика – это возможность для общества увидеть себя со стороны. Журналист – посредник между властью и обществом. Без профессиональной качественной прессы эти коммуникации разрушаются. В интересах общества и государства поддерживать прессу, всячески сохранять как подлинную скрепу, помогающую нации держаться вместе. Благодаря журналистике измеряется температура в обществе и ставится диагноз. Очень важно сохранить единое информационное поле, чтобы противостоять против современных угроз. Речь идет как о государственных, так и о частных СМИ.

Дагестанские чиновники считают журналистику безропотной служанкой. Они призывают СМИ обслуживать власть, требуют рассказывать только о своих успехах. Чиновники забывают или не знают, что новости – это, прежде всего, рассказ о том, что кто-то хотел бы скрыть от народа. Властям не имеет смысла делать вид, что в нашей жизни все хорошо. Вместо того чтобы ополчаться на СМИ, нужно привлекать журналистов к выявлению и решению актуальных проблем. Если чиновники считают, что журналисты в чем-то в своих материалах неправы, то нужно все решать цивилизованными способами – разъяснять с помощью профессионального сообщества, подавать в суд, а не вставать в глухую оборону и очернять деятельность представителей СМИ. Если же недостатки действительно подтверждаются, то нужно публично признать их и попытаться исправить. Власти республики должны ориентировать региональных и муниципальных чиновников, отвечающих за ту или иную сферу жизни, выяснять отношения с журналистами исключительно в рамках правового поля, а не заниматься гонениями и заказными убийствами.

Сильная, умная и ответственная власть нуждается в смелой и профессиональной прессе. Власть даже должна помочь становлению независимых СМИ в регионе. Лучше, когда неудобные вопросы звучат в телеэфире или на страницах газеты, а не на площадях. Люди в поисках справедливости лучше пусть прибегают к слову, чем к булыжнику или ружью.

Для повышения эффективности республиканских СМИ и налаживания конструктивного диалога власти с журналистами участники дискуссий в рамках Гусаевских чтений рекомендуют:

1. Практиковать подготовку для руководства республики (два раза в неделю) дайджестов актуальных публикаций республиканских СМИ. Ни одна властная структура в республике регулярно не мониторит и систематически не реагирует на критические публикации в республиканских СМИ. Общество о таких фактах ничего не знает. В лучшем случае из уст главы республики звучали в адрес журналистов обвинения в отсутствии патриотизма и пособничестве экстремистам, в раскачивании лодки. Многие факты коррупции и нарушения законов, о которых рассказывают республиканские СМИ, остаются без внимания властей.

В интересах власти регулярно (один раз в квартал) отчитаться перед обществом по самым громким и резонансным публикациям СМИ: что сделано, что на контроле, что не соответствует действительности и пр. Эту работу можно было бы поручить пресс-службе главы и правительства Дагестана. Адекватная и конструктивная реакция на публикации, бесспорно, поднимет авторитет власти.

2. Организовать регулярные неформальные встречи представителей СМИ с руководством республики. Это – не встречи главы республики с руководителями СМИ, где один говорит, а остальные слушают. Должен быть неформальный обмен мнениями по самым острым проблемам. Такой формат был уже опробирован еще Магомедсалихом Гусаевым, вернулись к нему во времена первого президента Муху Алиева и в начале работы Рамазана Абдулатипова. Потом по инициативе чиновников от СМИ почему-то свернули этот проект. Такие встречи помогут журналистам лучше ориентироваться в текущих событиях.

3. Не делить СМИ на «своих» и «чужих». Проблема доступа к информации напрямую связана с профессиональными обязанностями сотрудника СМИ. Необходимо повысить ответственность чиновников за немотивированные отказы от предоставления запрашиваемой журналистами информации. Пока в республике представители СМИ сталкиваются с фактами, когда не только исполнительные органы, но даже прокуратура ограничивает доступ представителям негосударственных СМИ на свои публичные мероприятия. Видимо, есть что скрывать от общества.

Предлагаем закрепить указом главы РД или иным публичным нормативным актом правила формирования «президентского», «правительственного» и «парламентского пула» из представителей государственных и независимых СМИ, для обеспечения равного доступа к информации. Это будет способствовать прозрачности власти и объективности освещения происходящих во власти процессов.

4. Поднять статус районных газет. Вывести из-под опеки местных властей районные газеты, их учредителями, как минимум, должны быть республиканские министерства или ведомства. В качестве соучредителей можно рассмотреть и Собрание депутатов МО, и Общественную палату РД. В этом случае они смогут хоть как-то влиять на редакционную политику.

У районных и городских СМИ – особая миссия. Никто другой интересно про жизнь «глубинки» не расскажет как местные СМИ. Но сегодня большинство из этих изданий превратилось в «боевые листки» местных чиновников, там не обсуждаются местные проблемы, давно нет обратной связи (не публикуются критические письма жителей). Выпуск таких районных газет – это пустая трата бюджетных средств.

5. Рационально использовать бюджетные средства. «Дагестанская правда» – главная государственная газета. За последнее время она несколько «ожила»: регулярно выходит подборка новостей, нередко появляются интересные репортажи, не всегда первая полоса перегружена официальной информацией. Но публикация многочисленных полусырых законов не оставляет на страницах газеты места для важной общественно-политической, экономической и другой интересной информации. Почти нет места для полемики, дискуссий, обсуждения тех же законов. Публикация текстов законов в «ДП» – это пережиток прошлого; законы, а также иные документы (указы, постановления и распоряжения) нужно своевременно публиковать на сайтах главы, правительства, НС РД и Минюста.

6. Создать эффективную систему доставки печатных изданий до читателей. Распространение печатных СМИ, особенно в горных районах республики – самая больная проблема. Это уже не организационный и экономический вопрос. Это – политическая проблема. Если хотите, это вопрос безопасности. Министры печати меняются, а проблема не решается. Более того, она усугубляется.

Без недорогой и оперативной системы распространения газет ежедневные издания безвозвратно исчезнут, а власть потеряет испытанную и надежную коммуникацию и лишится надежного канала обратной связи с обществом.

7. Обсудить в правительстве вопросы доступа потребителей к телевизионному сигналу. Региональное ТВ скоро, может, оказаться недоступным для зрителей по техническим причинам. В 2018 году телевидение России полностью переходит на «цифру».

Объявлено, что ГТРК уже перешла на «цифру», говорят, теоретически таким качественным телевизионным сигналом охвачена более 95% территории республики. Но практически принять цифровой сигнал сегодня смогут далеко не все желающие (старые телевизоры, использование «Триколора» и т.д.). По некоторым данным, около половины населения вне зоны доступа местного ТВ. Речь, кстати, идет об информационной безопасности региона.

8. Реорганизовать (или частично изменить функции с целью повышения эффективности) министерства печати и информации. Цель – экономия бюджетных средств. Очевидно, что сегодня общественное мнение в Дагестане формируют негосударственные газеты и негосударственное телевидение. Министерство, как бюрократическая структура, никак не влияет на деятельность этих СМИ. Для государственных СМИ это министерство тоже обуза: кроме многочисленных писем с указаниями и требованиями отчетов, никакой помощи от его сотрудников журналисты не получают. Более того, министерство чаще всего выступает в роли цензора.

9. Сформировать Общественные советы при основных республиканских медиа: РГВК «Дагестан», «Дагестанская правда», а также РИА «Дагестан» из представителей экспертного сообщества. Эти Советы должны способствовать оперативному реагированию государственных медиа не только на запросы власти, но и на запросы общества.