Медиахолдинг или «шарашка»?

C:\Users\hp\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\издательство.jpg

После закрытия многих социальных сетей традиционные СМИ едва ли ни единственные источники информации. В связи с этим возрождение интереса к региональным изданиям – важнейшая задача властей и журналистов. Республиканские власти объявили о реформировании государственных СМИ и создании в республике медиахолдинга. Коллеги и читатели засуетились, в соцсетях обсуждение: что же будет? в чем суть преобразований и кто будет их реализовать? Одни склонны считать, что чиновники в итоге создадут «шарашку» для журналистов (так назывались закрытые учреждения, где в годы войны под круглосуточной охраной работали неблагонадежные ученые). Говорят, что сотрудников государственных изданий и ТВ, загонят под одну крышу, они будут писать под диктовку одинаковые тексты и репортажи о неустанной заботе власти и «Единой России» о народе. Другие утверждают, что очередные разговоры о повышении эффективности информационной политики сведутся к банальной оптимизации финансов и кадровых ресурсов, т.е. к сокращению всего и вся.

Поводов для такого скепсиса достаточно. В начале года Управление информационной политики в структуре администрации главы и правительства Дагестана реорганизовали в управление информационной политики и пресс-службы главы республики. Руководитель нового управления повышен до ранга заместителя руководителя АГ и П. Хотя известные околотелевизионные «эксперты» уже рассуждают о секретах успеха новой информационной политики, общественность пока изменений не заметила. При кризисах правители по-прежнему немеют, запаздывают с комментариями по болезненным и неотложным вопросам.

Неоднократно за последнее десятилетие подвергался реорганизациям и отраслевое ведомство – министерство печати и информации. То его понижали до комитета, то снова возвращали до прежнего статуса. Теперь затеяли очередную реформу – министерство преобразовано в Агентство информации и печати РД. Но от перемены мест слагаемых, как известно, сумма не меняется. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», — давно предупреждал мудрый старик Иван Андреевич Крылов.

В разгар пандемии, когда в обществе преобладали панические настроения, чиновники пытались скрыть реальную картину заболевания, дагестанцы не получали внятных разъяснений и своевременных комментарий по ситуации. Даже официально назначенные ответственные за информационное сопровождение борьбы с коронавирусной инфекцией лица ушли в подполье. А в соседней Чечне в те дни министр здравоохранения чуть ли не каждый вечер в прямом эфире встречался с жителями республики.

Известный российский журналист и бывший заместитель генерального директора НТВ Руслан Гусаров, который еще в начале февраля прошлого 2021 года предложил Сергею Меликову идею медиахолдинга, подготовил детальный и основательный анализ ситуации в информационной сфере республики, назвал основные проблемы и пути их решения. Медиахолдинг в его проекте рассматривается как новая творческая многофункциональная организация со свободной редакционной политикой.

«Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию, получать ее не через обученных правительством аналитиков, политологов…», — Герман Греф однажды, по сути, невольно озвучил опасения наших чиновников. По их мнению, Правда – это то, что говорят республиканском Белом доме, только эти мудрые мысли необходимо донести до электората, а все остальное — недостоверная информация. Отношение к журналистике у них – высокомерное.

Не обслуживание, а информационное сопровождение деятельности органов власти – задача СМИ. Сами же власти обязаны вместе с медиа способствовать реализации одного из важнейших политических и личных прав человека и гражданина — конституционного права граждан на информацию. В Концепции государственной информационной политики России четко зафиксировано, что «власть должна обеспечить граждан общественно значимой информацией, а для этого развивать независимые средства массовой информации». В документе подчеркивается, что «информация – это основополагающий ресурс для развития человеческой личности, формирования гражданского общества и функционирования механизма государственного управления».

В журналистском сообществе, правда, есть и те, кто давно определился и преданно служить чиновникам. «Такое сейчас время», — говорят эти шелкоперы-лакеи, как бы оправдываясь. Но известно, что время всегда плохое, а справляемся мы с ним или нет – зависит только от нас. Как говорил известный исследователь русской литературы и культуры академик Александр Панченко, для порядочных людей при любом режиме места зарезервированы.

Глава республики Сергей Меликов неоднократно заявлял, что власти «должны создавать единое информационное пространство и в нем работать, вовлекая в эту работу и государственные и негосударственные СМИ». Однако мелкие клерки из Белого дома методично все делают наоборот — продолжают делить издания на «своих» и «чужих», не отвечают на официальные запросы, ограничивают доступ независимым журналистам к брифингам и заседаниям правительства. Они, тем самым, создают благодатную почву для слухов, домыслов и фейков, и — в конечном итоге — способствуют дестабилизации общественно-политической обстановки в республике.

Практически ничего не изменилось в отношениях республиканских чиновников и к «своим» — к госСМИ. Нынешнее состояние республиканского издательского комплекса свидетельствует об их «заботе»: разваливающееся здание, обшарпанные кабинеты, допотопная оргтехника. Много там перебывало руководителей – от министров до глав республики, они слушали жалобы сотрудников государственных газет и… забывали об их существовании до следующего визита.

Как признался в неформальной беседе один высокопоставленный чиновник, имеющий непосредственное отношение к информационной сфере, государственные СМИ сегодня скорее мертвы, чем живы: тиражи мизерные, просмотры минимальные, низкие зарплаты, полосы газет и телевизионный эфир переполнены официозом и слащавыми материалами о неизвестных никому, кроме родственников, «героях». Есть чиновники, чья деятельность» всех интересует, но их имена в публикациях не упоминаются. Не появляются в государственных газетах и на государственном телевидении критические материалы о руководителях районов или министрах, погрязших в коррупции. В результате не складывается картина реальной жизни, журналистика фактов умирает, процветает демагогия, которую преподносят как аналитику.

Один из бывших редакторов «Дагестанской правды» вспоминает: «Из Белого дома звонили часто и настойчиво просили не писать плохо о главах района и министрах, даже если они отпетые мошенники; говорили, мол, вы своими критическими материалами подрываете авторитет республиканской власти».

Независимые СМИ вопреки жесткому давлению продолжают писать о «художествах» районных глав, о проблемах республики, но в Белом доме делают вид, что их не замечают. Газеты «Новое дело» и «Черновик» в списках врагов власти, говорят, что независимые журналисты не патриоты республики. Новости негосударственных изданий – это, прежде всего рассказ о том, что хотят чиновники скрыть от общества, значит, газетчики очерняют светлое личико власти. Борьба негосударственных изданий с недостатками в жизни общества, их стремление позиционировать себя независимым институтом общественного контроля не нравится обкрадывающим народ «хозяевам жизни».

Свободные средства массовой информации обеспечивают обществу так необходимые дискуссии, подвергают анализу законы, которых депутаты принимают без обсуждений и рассуждений. Они показывают глупость чиновника и его непригодность к работе. Более того, журналисты СМИ не только информируют о проблемах, но и побуждают к действию тех, от кого зависит их решение, прежде всего саму власть.

Очевидно, что для умной и ответственной власти независимые СМИ – это дополнительные каналы коммуникации, обеспечивающие её обратной связью. Для власти, реально думающей о благе народа, жизненно важно знать мнение людей — как воспринимаются на местах принимаемые в Махачкале решения и насколько эта политика отражается на судьбах жителей республики. Такая объективная и оперативная информация могла бы помочь республиканскому руководству вовремя скорректировать свои программы. От оперативного информирования населения о деятельности органов власти, от эффективности этой работы в конечном итоге зависит дальнейшее развитие республики. А отсутствие конструктивного сотрудничества в этой сфере между правительством и медиа, по-моему, одна из главных причин, к примеру, провала национальных проектов.

Надо признать очевидное: сегодня в республике никто системно не занимается государственной информационной политикой и ее реальным продвижением через каналы массовой коммуникации. И, как следствие, федеральные издания редко цитируют республиканские СМИ (газеты, ТВ и информационное агентство), эксперты справедливо говорят, что материалы, публикуемые в них, не очень актуальны, нередко второй свежести.

На этой неделе Глава республики Сергей Меликов в очередной раз призывает органы местного самоуправления и депутатов информировать население о текущей ситуации и реагировать на запросы жителей. «Сегодня возрастает роль объективного информирования граждан», — заявил он. Сейчас мы живем в полувоенном режиме, экономическая ситуация осложняется, растет инфляция. В такой обстановке власти должны в круглосуточном формате быть на прямой связи с обществом.

Медиахолдинг мог бы стать важнейшим инструментом реализации открытости и близости власти к народу, если новую организацию не превратят в «шарашку». Главное, чтобы у тех, кто затеял реформу, как сказано в известной басне, «было уменье, в музыканты годились». Тогда медиахолдинг, думаю, возьмет на себя роль центра сбора и реализации творческих идей и проектов. А оперативное и достоверное освещение жизни Дагестана, формирование федеральной информационной повестки главных событий и организация регулярного открытого и честного диалога руководства региона с обществом можно заявить приоритетными его задачами.

Сегодня в эфире и на газетных полосах не хватает позитивных новостей. Нужно для формирования привлекательного образа республики и идеологии созидания предусмотреть «госзаказ на хорошее» — рассказ о реальных положительных примерах роста экономики. Но пока же эти идеи, как и призывы Сергея Меликова к чиновникам, не реализованы, остаются мечтами последних романтиков в журналистике.

Алик Абдулгамидов