Махачкале посвящены много книг, но в его истории еще остаются белые пятен. Восемь из десяти опрошенных горожан, к примеру, основателем города считают Пётра I. Так, видимо, думали и власти Махачкалы, когда один из центральных проспектов назвали именем российского императора и установили ему памятник. Но к возникновению нового города на берегу Каспия царь имеет только косвенное отношение. Действительно, во время Персидского похода в 1722 году он разбил на горе Анжи-арка свой лагерь, потом вместе со свитой на этом месте воздвиг из камней пирамиду. Легенды гласят, что монарх завещал построить там порт и город. Собственно, на этом месте сейчас и стоит Махачкала. Но кто город построил?
После Персидского похода еще почти сто лет продолжалась борьба между Россией, Ираном и Турцией за господство на Кавказе. В 1813 году был заключен Гюлистанский мирный договор, по которому Турция и Иран отказывались от своих притязаний на Дагестан и другие территории Каспийского региона. Теперь Российская империя покоряла новые земли. Снабжение войск, участвующих в боях с горцами, преимущественно шло водным путем: так было дешевле и быстрее. Военное командование крайне нуждалось в надежной крепости на побережье Каспия, которая имела бы пристань для выгрузки идущих из Астрахани военных грузов и провианта.
Знаменитая Низовая пристань в 35-40 километрах от города Дербента, где еще с 17 века останавливались русские купцы, для этих целей больше не подходила: не было обустроенного рейда, а фарватер, ведущий к пристани, к этому времени обмелел. Низабатский берег пришлось оставить. Казенные суда в начале XIX века прибывали уже на Таркинский рейд.
Таркинский рейд был известен русским купцам еще с Х века. В официальных документах его также называют Тарковской пристанью. Здесь действовали два рейда. На первом останавливались суда только с казенным грузом, а на втором — коммерческие. Оба рейда открытые. Суда из-за небольших глубин акватории бухты не подходили близко к берегу, на расстоянии 400 и более сажен от него прямо в море грузы с них перегружались на маленькие лодки. Вооружение, продовольствие и стройматериалы доставляли на открытый берег напротив крепости Бурная. Крепость Бурная — первое укрепление, которое должно было выполнять функции основной хозяйственной базы русских войск в Дагестане. В 1821 году на горе Тарки-тау, недалеко от аула Тарки, ее заложил командующий войсками Кавказской линии и назвал Отрадной. Но скоро его пришлось переименовать в Бурную — крепость постоянно подвергалась атакам горцев. Участник тех событий, писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский в своих «Письмах из Дагестана» подробно писал о том, как в мае 1831 года имам Газимухаммад, разогнав отряды шамхальской милиции, ворвался в Тарки и осадил Бурную.
Военное командование вынуждено было признать, что Бурная не стала надежной защитой ни резиденции местных правителей, ни морского побережья, которое начинало приобретать большое значение для снабжения царских войск, воюющих в Дагестане. После очередного набега отрядов горцев, когда войска потеряли все свои склады, а солдаты чудом спаслись от гибели, командование перевело гарнизон с горы Тарки-тау в крепость Низовое (она, по данным историков, располагалась в районе нынешней железнодорожной станции Тарки).
Укрепление Низовое, «назначением которого, — как пишет военный историк Арнольд Зиссерман, — было служить прикрытием, выгружающихся для войск и провианта и военных принадлежностей». Там, приблизительно в 3-х километрах от моря, были построены новое укрепление, хозяйственные постройки и склады. Оно было окружено канавой и обнесено невысоким земляным валом.
Осенью 1843 года во время осады Темир-Хан-Шуры имам Шамиль отправил к укреплению Низовое, откуда к осажденным русским поступали провиант и боеприпасы, отряд акушинцев. На следующий день горцы вместе с примкнувшими к ним жителями Тарки разграбили купеческие караваны на побережье и сожгли провиантские склады. Укрепление Низовое было разрушено.
«Летом 1843 года Шамиль в течение короткого времени…взял десять наших укреплений, перебил и наполовину полонил их гарнизоны, приобрел большой запас всяких снарядов и артиллерии, которой у него до того почти не было», — сообщает Арнольд Зиссерман.
В конце весны 1844 года на заросшем камышом берегу Каспийского моря началось строительство нового укрепления. «Для отвращения познанных опытом неудобств признано более соответствующим потребности воздвигнуть укрепление в 7 верстах от Тарков на скалистом взгорье, отдельно поднявшемся из плоскости, вдоль берега, в расстоянии саженей 300 от моря», — рассказывает историк Иван Костемеревский. В именном указе, объявленном в приказе военного министерства «Об именовании укрепления, сооружаемого у Тарковского рейда, Петровском» от 12 июня 1844 года, отмечалось: «Государь император высочайше повелеть соизволил: укрепление, сооружаемое у Тарковского рейда, взамен Низового, на месте бывшего в 1722 г. лагеря Петра Великого именовать Петровским».
Первый камень, послуживший основанием новой крепости, положили на месте, освященном пребыванием Петра Великого в 1722 году во время Каспийского похода. В своих записках Костемеревский сообщает, укрепление строили капитально: толстые каменные стены, по углам высокие башни с амбразурами и массивные ворота. На жителей Шамхальского владения возлагалось заготовление и перевозка строительных материалов «в виде наказания за измену в прошлом году». Форт на берегу Каспийского моря строили, по свидетельству историков, «из тесаного камня, взятого частью из упраздненной крепости Бурной, частью ломаного из местных скал». А главной рабочей силой стали русские солдаты.
Главнокомандующий русскими войсками на Кавказе граф Воронцов, побывав на строительстве крепости, остался доволен его ходом: «Петровское укрепление, вполне удовлетворяя своей цели, будет надежным складочным приморским пунктом для Северного Дагестана». До основания Петровского укрепления, грузы, поставлявшиеся морем с волжских пристаней для войск, выгружались на открытый берег моря. Теперь на береговой равнине, стелящейся между высотою, занятою под укреплением, и самим морем, определены места для складов провианта, леса и других припасов. А рядом с ними к востоку возвели около 30 домов для семейных офицеров и торговцев.
«Зарождающееся Петровское в первые годы своего существования приняло значение рынка для многолюдного народонаселения Дагестана и хлебородной низовой России. Правительство, постигая важность его в этом отношении, способствовало увеличению населения Петровского, начав с учреждения в нем таможни», — пишет Иван Костемеревский. Крепость со слободкой стали разрастаться. Первые дома и дворы вокруг крепости образовали девять небольших кварталов, четыре улицы, пять переулков и две площади — одна торговая, а другая для военных парадов.
Любопытно, что укрепление Петровское в первые же годы своего существования обеспечивало работой людей чуть ли не со всего Дагестана. Судя по архивным документам, чтобы перевезти на места дислокации войск из Петровского провиант, оказывается, ежегодно нужно было привлечь более 20 000 повозок. А для перевозки частных грузов необходимо было такое же количество гужевого транспорта. «За перевозку одного казенного провианта в разные места Дагестана туземное народонаселение приобретает до 50 000 рублей серебром каждогодно, да около того же за перевозку частных кладей», — с удовлетворением отмечает современник.
В 1857 году Александр II издал Указ об учреждении портового города Петровска. Но справедливо ли его, как и Петра I, называть основателем Махачкалы?
В многочисленных исторических исследованиях дагестанских ученых мы не нашли какую-либо информацию о главном строителе крепости. Но благодаря архивам Главного инженерного училища нам теперь доподлинно известно, что автором проекта крепости был военный инженер Георгиевский кавалер Карл Филиппович Постельс и он лично руководил строительными работами. В исторической справке, датированной 1869 годом, записано: «Деятельность Постельса (бывшего впоследствии начальником инженеров на Кавказе) в высшей степени замечательна: под его руководством уже в 40-х годах появилось много укреплений. По его (К. Постельса – авт.) проекту была возведена на берегу Каспийского моря крепость Петровск вся из тесанного камня, оконченная в 1848 г.».
Сегодня нам удалось установить, что герой Кавказской войны Карл Постельс в 1819 году в возрасте 17 лет окончил Главное инженерное училище, в 1821 году — офицерские классы Главного инженерного училища. Служил в Севастополе. Участвовал в строительстве многих фортификационных сооружений на Черном море и на Кавказе. До 1843 года Карл Постельс – начальник инженеров 1 отделения Черноморской береговой линии.
Генерал Мелентий Ольшевский об этом периоде службы Постельса вот что пишет в своих воспоминаниях: «Генерал Раевский отправился… в Таганрог, где нужно было распорядиться заготовкой и доставкой материалов для усиления всех укреплений Береговой Линии и постройки везде каменных пороховых погребов. Проект всех этих работ сделан был военным инженер-подполковником Постельсом, которого, при случайном проезде через Керчь, г. Раевский силой задержал у себя и донес об этом Военному министру. Постельс служил в Севастополе и был, конечно, очень рад своевольству своего нового начальника. Это был очень хороший инженер и честный человек ».
Позже по Высочайшему повелению инженер-подполковник был послан на Кавказ для инженерных работ. Он назначен на должность начальника инженеров Отдельного Кавказского корпуса, был командиром Грузинского инженерного округа. Как свидетельствуют архивные документы, деятельность военных инженеров на Кавказе была чрезвычайно разнообразна: кроме множества укреплений и устройства помещений для различных запасов, одних воинских зданий, возведенных инженерами, считается более 3 тысяч. Под руководством Карла Постельса в 40-х годах 19 века на Кавказе появилось много укреплений. Благодаря его стараниям техническая часть вновь возводимых укреплений, по мнению современников, стала заметно совершенствоваться.
Военный инженер Карл Постельс награжден орденами св. Анны 2 ст., св. Станислава 2 ст., св. Георгия 4 ст., св. Владимира 3 ст.. Воинские заслуги также отмечены Золотой шашкой с надписью «За храбрость», Знаком отличия военной доблести 4 ст., Знаком отличия беспорочной службы за 20 лет. Среди наград и бриллиантовый перстень. Умер генерал-майор в 1854 году и похоронен в Санкт-Петербурге.
Вот такая богатая и интересная биография у человека, чья судьба, как оказалось, неразрывно связана с историей нашего города. Именно русский военный инженер Карл Филиппович Постельс заложил первый камень в его основание. Позже крепость, которую он построил, и образовавшаяся вокруг укрепления слободу, были преобразованы в город Петровск. Наверное, было бы справедливо назвать генерал-майора Карла Постельса основателем города Петровск – Порт-Петровск – Махачкала и вернуть это достойное имя из небытия. Восстанавливая историческую справедливость, пора отвести ему достойное место в истории столицы нашей республики.
Алик Абдулгамидов
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.